Журнал "ОБЖ" №2 февраль 2005 года
Ю. Гордеев, преподаватель,
С. Саввина, заместитель директора по НМР, Костромской политехнический колледж
Безопасность жизнедеятельности - серьезная научная и социальная проблема, которая решается на уровне министерств, ведомств, научных школ, профессиональных коллективов. Нам, работникам образования, представляется, что главным условием для ее решения является воспитание культуры безопасности граждан, и прежде всего детей, молодежи.
Система образования обладает огромным потенциалом. В образовательных учреждениях вот уже почти десять лет ведется преподавание ОБЖ, БЖД, сложился определенный опыт.
Обучение в системе среднего профессионального образования имеет свою специфику, так как и техникумы, и колледжи готовят будущих специалистов. Преподаватель ОБЖ, БЖД в своей повседневной работе вынужден решать немало проблем, связанных как с содержанием учебной программы, так и с методикой преподавания.
Семинар преподавателей безопасности жизнедеятельности, проходивший 25-27 ноября 2004 г. в г. Костроме, собрал представителей 19 образовательных учреждений (НПО, СПО, ВПО). В семинаре приняли участие: начальник департамента образования и науки Костромской обл. А.А. Герасимов, председатель Совета директоров ССУЗов В.А. Смирнов, главный специалист департамента образования и науки администрации Костромской области В.А. Шереметьев. Специалист отдела подготовки Главного управления ГО и ЧС по Костромской области Н.А. Богословская организовала на базе УМЦ ГО и ЧС практическое занятие. Специалист КОИПКРО Е.Д. Никифоров обозначил проблему подготовки и переподготовки преподавателей.
Хотя практически все образовательные учреждения укомплектованы кадрами, преподаватели вынуждены многому учиться самостоятельно, даже краткосрочные курсы могут посетить не все (30% участников семинара имеют стаж работы в качестве преподавателя БЖД 1-2 года; 60% - не обучались на профильных курсах). Заведующий кафедрой «Защита от чрезвычайных ситуаций» технологического университета дал информацию о сборе-семинаре БЖ в г. Казани (октябрь, 2004 г.), познакомил с нормативными документами.
Состоялся диалог специалистов профессионалов, рассматривающих проблемы безопасности жизнедеятельности с разных точек зрения. Организаторы семинара учли, что наиболее актуальными для преподавателей все же являются вопросы содержания программы учебной дисциплины, поэтому для участия в заседании круглого стола пригласили В.А. Девисилова, заместителя председателя Научно-методического совета по БЖД Минобразования и науки РФ, члена редакционного совета журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни», заместителя главного редактора журнала «БЖД». Диалог был довольно острым, мнения разноплановыми. Обсудили прежде всего «военный аспект» в преподавании. Большинство участников семинара (50% - это бывшие военные, люди имеющие высокую квалификацию, большой жизненный опыт) отметили, что неуместно сводить воедино две дисциплины ОВС и БЖД в одну, стоит сохранить самостоятельность ОВС - факультативно (для юношей). А в содержании БЖД больше внимания уделять не теоретическим занятиям по изучению структур управления, а практическим умениям, давая студентам знания и навыки безопасности трудовой деятельности, предотвращения ЧС, поведения в условиях ЧС на объектах, где им предстоит работать.
Проблемы преемственности учебной программы, качества знаний школьников, студентов в области безопасности жизнедеятельности подняла преподаватель Государственного университета им. Н.А. Некрасова М.Д. Онегина. Она отметила, что решение проблемы безопасности жизнедеятельности нужно начинать с образования. Уже существуют вузы, которые готовят преподавателей-специалистов в области БЖД. Но когда эти специалисты придут в школы, лицеи, колледжи?!
Через журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» мы призываем Министерство образования и науки РФ:
- тщательно проанализировать содержание учебной дисциплины ОБЖ, БЖД;
- пересмотреть перечень обязательных тем, сделать акцент на обучении безопасности в трудовой деятельности, а не на военной службе;
- добиться преемственности в содержании программ ОБЖ и БЖД;
- принять решение и разработать программу по централизованной переподготовке кадров;
- разработать комплексное учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины на основе современной нормативно-правовой базы.
Мы считаем, что главной задачей для преподавателя безопасности жизнедеятельности является создание условий для формирования позитивной готовности студента к восприятию окружающего мира и стараемся выполнять эту задачу в содружестве с Департаментом образования и науки, Управлением ГО и ЧС, информационно-методическим журналом «ОБЖ. Основы безопасности жизни» - нашими единомышленниками.